Добро пожаловать!

Уже более 12 лет моя работа заключается в переработке и изложении сложной научной и технической информации для читателей, не обладающих специальным образованием. Это сложный, но крайне интересный спектр задач, заставляющих постоянно расширять собственный кругозор и искать новые пути контакта с аудиторией.
Буду рада поделиться с вами своими соображениями по этой теме.

Фриланс - не результат выбора, а единственный путь

Два года назад, уходя из офиса, я была уверена, что новая форма рабочей деятельности - это мой свободный выбор. Но теперь я вижу, что это единственный способ заниматься тем, чем я хочу, не связываясь при этом с неприятными побочными задачами и получая адекватную зарплату. А все потому, что востребованные в среднем по рынку услуги технического журналиста на самом деле нужны среднестатистической компании довольно редко. Журналы - исключение, но только подтверждающее общее правило.


Основная задача технического журналиста - перерабатывать информацию от компании / производителя / разработчика / любого другого источника для выдачи ее в интересной и понятной форме читателю. Собственно, примерно тем же занимаются и копирайтеры, а различие в "сферах применения" этих специалистов заключается в "глубине погружения" в тему. Если нужно поверхностное описание - справится сравнительно недорогой по оплате копирайтер, который параллельно может писать и о сортах мороженного, и о стиральных машинах, и о промышленных станках. И только если требуется некий элемент исследовательской работы, более глубокое понимание темы, следует привлекать дорогостоящего специалиста со специализацией на данном направлении.
И вот практика показывает, что контент, для обработки которого действительно востребован узкоспециализированный технический журналист, порождается компаниями в лучшем случае раз в несколько месяцев. Это не обязательно должен быть выход нового продукта, который необходимо правильно позиционировать относительно конкурентов и других решений компании. Специалисты часто привлекаются, если возникает идея опубликовать какие-то разъяснения по старым решениям или "подкорректировать" изначально неправильное позиционирование. Иногда информационные статьи становятся поводом лишний раз напомнить о себе определенной подготовленной целевой аудитории. Но я не встречала компаний, которые в своем маркетинге ориентировались бы только на эту подготовленную аудиторию. Иными словами, я не видела бизнеса, где значительную часть "писательских" задач нельзя было бы решить силами дешевого копирайтера.
Имея лишь несколько задач в год, которые должен выполнять именно "дорогостоящий специалист", компании не выгодно держать его в штате за те деньги, на которые он претендует. Гораздо выгоднее по мнению большинства бизнесменов иметь в штате копирайтера (за недорого) и мириться с тем, что в текстах, порой, не хватает глубины. Многие скорее продукт свой бросятся корректировать, дабы он был лучше понятен более широкой аудитории, нежели пойдут на наем дорогостоящего пишущего специалиста, который в перспективе будет простаивать.
Что остается пишущему специалисту, желающему устроиться в офис? Соглашаться на сравнительно низкую зарплату копирайтера и решать непрофильные для себя задачи (от написания инструкций к программам, до заказа визиток), поскольку любой руководитель старается делать все, чтобы "мощности" были задействованы хотя бы на 80%.

А что же журналы?
Действительно, единственное место, где регулярно и в большом объеме требуются способности технического журналиста - это профессиональные издания. Но здесь тоже есть свой бизнес.
Любое издание имеет конечный бюджет на оплату авторам. Он может быть сколь угодно большой, но с точки зрения этого бизнеса, вкладывать его в маленькое число авторов (платя каждому по-настоящему много) слишком рискованно. Что, если автор заболеет? Или, к примеру, одновременно с коллегами соберется в отпуск? Или вдруг руку сломает, катаясь на роликах так, что скорость его работы упадет в 10 раз? Быстро найти замену человеку (и, тем более, материалам, которые он должен был сдать) попросту невозможно. А значит, гораздо разумнее распределять работу между некой выборкой специалистов. И с точки зрения статистики расширение этой выборки уменьшает риск издания (уменьшая, правда, при этом и максимальный доход, на который может рассчитывать каждый автор).
Я, кстати, встречала и иную бизнес-модель. Когда риск делится не между большим количеством конечных исполнителей, а между цепочкой специалистов, назначенных на одну задачу. Но суть от этого не меняется - чем больше исполнителей, тем меньше максимальный доход каждого.

В итоге, если мы говорим о нормальных рыночных взаимоотношениях (услуге технического писательства, покрывающей реальные потребности рынка), единственный путь сделать довольными всех - вывести задачу на аутсорсинг, т.е. нанять специалиста на фрилансе. Бизнесу не приходится платить лишнего, а самому специалисту - заниматься не своим делом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Для защиты от спама в блоге пришлось ввести практику модерации комментариев. Если ваше сообщение не будет содержать недопустимых ссылок или ненормативной лексики, оно появится здесь в ближайшее время.