Добро пожаловать!

Уже более 12 лет моя работа заключается в переработке и изложении сложной научной и технической информации для читателей, не обладающих специальным образованием. Это сложный, но крайне интересный спектр задач, заставляющих постоянно расширять собственный кругозор и искать новые пути контакта с аудиторией.
Буду рада поделиться с вами своими соображениями по этой теме.

Биржи фриланса топят квалифицированных исполнителей

Не так давно случайно наткнулась на изложенные в статье на Хабре впечатления об удаленной работе некого специалиста, практикующего такую форму занятости уже как 4 года (на момент публикации год назад). Помимо общих впечатлений от работы, автор высказал мысль о том, что, как я избегаю наименования "журналист", так и он старается не обозначать себя "фрилансером". А все потому, что термин этот уже прочно закрепился за дешевой рабочей силой сомнительного качества ("дошираком"). И виновны в этом не только сотни и тысячи низкоквалифицированных исполнителей, действующих в интернете, но и биржи фриланса, собирающие такой контингент под своей крышей. Полностью согласна с этой мыслью...




Бизнес классической фриланс-биржи чаще всего строится на двух основных способах монетизации: на получении дохода от каждого прошедшего через нее заказа (в форме процента или некого фиксированного отчисления - это не важно), а также на продаже "VIP-доступа" к своей базе контрагентов (исполнителям - к базе заказчиков; заказчикам, соответственно, к базе исполнителей - кто как привык). В итоге биржа тем сильнее выигрывает, чем больше у нее заказчиков, исполнителей и, соответственно, проектов.
Как увеличить прибыль биржи? Привлечь новых заказчиков и исполнителей. И вот на этапе продвижения своих услуг и происходит "прокол".

Привлекая исполнителей, биржа старается воздействовать на широкую аудиторию тех, кто сейчас не работает вообще или трудится в офисе, но не испытывает от этого никакого удовлетворения. В качестве главного козыря работы через биржу объявляется возможность выполнять свои обязанности из любой точки мира, хоть с пляжа, а главное, в любое время суток. Перед тысячами потенциальных фрилансеров рисуется красивая картинка вольного специалиста, получающего деньги за работу, выполненную где-то между сном до обеда и вечерними посиделками по барам с друзьями. Верят в нарисованный образ чаще всего те, кто не способен трезво оценить необходимые трудозатраты и адекватную стоимость своего времени. А значит биржа наполняется студентами и школьниками, разыскивающими подработку; низкоквалифицированными специалистами, не нашедшими для себя приложения в реальном офисе и т.п.

Для заказчиков реклама рисует биржу с другой стороны. Им предлагают воспользоваться базой квалифицированных исполнителей, которые выполнят задачу качественно и в срок. Кроме того, рассказывают, что среди множества исполнителей они могут подобрать того, кто выполнит проект за минимальные деньги. Как это воспринимает заказчик? "Быстро и дешево". Портфолио заказчиков (смотрите, нам доверяет "Ростелеком" и другие) лишь повышает уверенность в этом стереотипе.

Проблемы начинаются, когда созданные разными направлениями маркетинга образы сталкиваются на реальных проектах. Если заказ хоть немного выходит за рамки "обычной штамповки", которую способны выполнить школьники, по итогам общения с откликнувшимися исполнителями у заказчиков остается масса негатива, который распространяется по бизнес-среде посредством обычного в таких случаях "сарафанного радио".

Ситуация на самом деле тупиковая для бирж фриланса в существующей их реализации. Единственный способ переломить стереотип - это ограничить число специалистов, приглашая только действительно квалифицированных. Это потребует более серьезных усилий, причем, не только на само привлечение (надо будет объяснять специалистам, что "биржа изменилась"... и "теперь все по-другому"), но и на развитие "фильтров" входящих исполнителей, дабы не ударить в грязь лицом перед заказчиками.
Маркетологам придется найти более серьезный подход, нежели формирование красочных образов "работника на пляже". Квалифицированный специалист просто так не купится на абстрактные перспективы: зачем ему предоставлять свое портфолио какому-то посреднику? Придется предложить ему что-то взамен, например, бизнес-инструментарий для ведения проектов, учета рабочего времени и решения других реальных задач. Все это дорого и не гарантирует доход, покуда на такую обновленную биржу не придут заказчики.
С привлечением заказчиков дело обстоит еще хуже. Тем, кто привык ассоциировать фриланс с "дешево и быстро" будет нелегко объяснить, что "теперь вам надо обращаться к нам - у нас дорого и долго, зато без риска". Стереотип то еще долго никуда не денется.
Иными словами, биржам проще работать в той нише, где они существуют сейчас, и никуда не двигаться.

Не имея биржи, ориентированной на работу с нормальными исполнителями и нормальными задачами, приходится выкручиваться. К примеру, я регулярно просматриваю проекты с некоторых бирж. Моя цель - "заблудившиеся" заказчики, которые по каким-то причинам лишены стереотипа относительно низкой квалификации исполнителей на таких ресурсах (или просто не знают, где еще можно повесить такой проект). Если честно, что-то стоящее появляется не чаще, чем раз в полгода. Далее, следуя стандартной воронке продаж, мы получаем в лучшем случае один проект за год или даже за полтора года. При таких начальных данных встает вопрос, стоит ли вообще на ресурс тратить время?
Подозреваю, я не одна в фоне обдумываю этот вопрос. Наверняка многие специалисты со временем отвечают на него "нет" и отправляются в "свободное плаванье" для поиска заказов. В итоге, продолжая работать в текущем режиме, биржи постепенно теряют ту небольшую толику квалифицированных специалистов, что у них еще осталась... а значит, только усугубляют ситуацию!
Пожалуй, отказаться от ярлыка "фрилансер" - действительно правильная мысль.

Ссылка на оригинальный материал: http://habrahabr.ru/post/160205/.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Для защиты от спама в блоге пришлось ввести практику модерации комментариев. Если ваше сообщение не будет содержать недопустимых ссылок или ненормативной лексики, оно появится здесь в ближайшее время.