Добро пожаловать!

Уже более 12 лет моя работа заключается в переработке и изложении сложной научной и технической информации для читателей, не обладающих специальным образованием. Это сложный, но крайне интересный спектр задач, заставляющих постоянно расширять собственный кругозор и искать новые пути контакта с аудиторией.
Буду рада поделиться с вами своими соображениями по этой теме.

Портфолио не несет в себе практически никакого смысла

Муж тут поделился интересным соображением кого-то из разработчиков дизайна или интерфейса (он тоже опубликовал в своем блоге размышления на эту тему): портфолио дизайнера не несет в себе никакого смысла... Хочу заметить, что в технической журналистике это соображение столь же актуально.


Что собой представляет работа технического журналиста, копирайтера и т.п.?
Это выполнение некой задачи по ТЗ заказчика (не важно, в какой форме сформулированному). Т.е. это некий опыт исполнителя, наложенный на основной "скелет"- идею заказчика. Причем, в результате опыт тут неотделим от первоначального ТЗ. В  процессе работы эти два элемента формируют единую субстанцию, в которой уже невозможно разобраться, что и где.

Изучая портфолио, новый заказчик (наниматель) получает информацию о задаче в целом, т.е. и о характеристиках исполнителя, и о параметрах его предыдущего заказчика. Представитель нового заказчика, конечно же, желает при этом вычленить лишь первую составляющую. Так вот, в общем виде это сделать невозможно.
Теоретически получить требуемую информацию можно было бы, если к примерам публикаций прикладывать ТЗ (причем, как высказанную явным образом, так и не высказанную его части, касающиеся особенностей бизнеса, взглядов директора на жизнь и т.п.). Но, представляете, сколько тогда работы будет у кадровиков? Помимо прочтения статьи-примера, допустим, на 1 страницу, придется читать еще 15 страниц сопроводительного текста, поясняющего, какова аудитория клиента, почему на определенные параметры задачи было обращено больше внимания, а на другие - меньшее. Ни о каком быстром сравнении кандидатов при приеме на работу тут речи бы уже не шло.

Портфолио часто используется, как повод отсечь исполнителей совсем низкого качества. В представлении заказчика нижняя планка качества (а значит, и денег, которые можно заплатить исполнителю) определяется именно худшей работой в портфолио. Но это также не совсем верный вывод. Что если исполнитель связан соглашением о неразглашении в отношении своих лучших работ и вынужден демонстрировать лишь публичные тексты, как говориться, "as is"? Отсутствие заказчика, готового сохранить авторство работы за исполнителем, еще не означает, что человек не может связать письменно двух слов.

Столь же неоднозначная связь есть между "верхней планкой" качества и наилучшей работой из портфолио. Что если не очень-то квалифицированному исполнителю дали отличные исходные материалы и лишь благодаря им он справился с поставленной задачей (ничего не анализируя и не придумывая самостоятельно)? Портфолио будет выглядеть отлично, но при попытке заказать что-либо новый заказчик, определенно, будет разочарован.

Опираясь на эти соображения, мне кажется разумным принцип оплачиваемых тестовых заданий. Это, безусловно, потеря времени для обеих сторон. Но зато исполнитель может примериться к задаче; а заказчик - оценить манеру работы писателя.

Вот тут я описала известное мне "мошенничество" с портфолио: ссылка.

1 комментарий:

Для защиты от спама в блоге пришлось ввести практику модерации комментариев. Если ваше сообщение не будет содержать недопустимых ссылок или ненормативной лексики, оно появится здесь в ближайшее время.